Реабилитация
«Обоснование применения гемопоэтических стволовых и прогенеторных клеток в системе реабилитация онкологических больных и нейрореабилитации»
Реабилитация (позднелат. rehabilitatio, восстановление) — это система лечебно- оздоровительных и медико-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение, профилактику и лечение патологических состояний, которые могут привести к временной или стойкой утрате трудоспособности. Реабилитация имеет целью по возможности быстро восстановить способность жить и трудиться в обычной среде после перенесенной травмы или болезни. Понимание сущности реабилитации непосредственно связано с формулировкой понятий «здоровье» и «болезнь». Требуется чёткое определение первичного признака нездоровья, чтобы начать восстановление здоровья. Разный взгляд на такие фундаментальные понятия медицины приводит к возникновению противоречий и появлению терминов «медицинская реабилитация», «комплексная реабилитация», «восстановительное лечение», «восстановительная медицина». О реабилитации следует говорить в тех случаях, когда больной уже имел опыт трудовой и общественной жизни, а также общественно полезной деятельности. Реабилитация это комплекс медицинских, медико-педагогических, психологических и иных мероприятий, направленных на максимально возможное восстановление или компенсацию нарушенных или полностью утраченных, в результате болезни или травмы, нормальных психических и физиологических функций и потребностей человеческого организма, его трудоспособности.
Основные потребности человека это: быть здоровым и иметь потомство, иметь высокую двигательную активность и свободу передвижения, иметь самостоятельность действий и быть способным к самообслуживанию и обслуживанию других, быть способным к общению с людьми, получению и усвоению необходимой информации, самореализоваться через трудовую и иные виды деятельности. В отличие от лечения, реабилитация проводится во время отсутствия острой фазы патологического процесса в организме. Реабилитация предусматривает лечебно-педагогическую коррекцию двигательной, психической и речевой сферы в отношении детей старшего возраста и взрослых. Есть ряд патологических факторов, которые инвалидизируют больного и ставят вопрос о необходимости проведения реабилитации.
Среди таких факторов — различные внутриутробные поражения нервной системы, родовые черепно-мозговые травмы. У детей более старшего возраста к инвалидизирующим поражениям нервной системы могут приводить травмы головного и спинного мозга, инфекционно-воспалительные заболевания (последствия перенесённых энцефалитов, арахноидитов, менингитов, полиомиелита), дегенеративные заболевания нервной и нервно-мышечной систем. У взрослых наиболее частой причиной инвалидизирующих состояний являются травмы и сосудистые заболевания с нарушением мозгового кровообращения. На всех этапах реабилитации применяется комплексное лечение, предусматривающее восстановление нарушенных функций с помощью лечебной физкультуры, массажа, физиотерапевтических, ортопедических процедур, медикаментозных средств. Основным элементом реабилитации является восстановление клеточно-гуморального и метаболического гомеостаза организма после перенесенного заболевания или травмы.
И эту работу могут выполнить препараты, созданные на основе клеточных технологий. Поэтому применение биомедицинских клеточных продуктов, компонентов крови и восстановление электролитного и кислотно-щелочного баланса имеют принципиальное значение в реабилитации больных людей. Важным элементом комплексного подхода к реабилитации является применение аппаратных средств, которые облегчают работу и расширяют возможности специалистов в области лечебной физкультуры и физиотерапии, что позволяет улучшить итоговый результат реабилитации. Это аппараты, разработанные для тренировки хождения или восстановления функции руки и кисти. Важное значение имеет проведение активной коррекционно-воспитательной работы и оказание необходимой логопедической помощи. Число адаптированных к трудовой деятельности лиц может возрасти за счёт правильно осуществляемых реабилитационных мероприятий. Необходима эффективная организация всего комплекса лечебно-педагогических и социальных (в широком смысле) мер. Важно обеспечить преемственность этапов восстановительных мероприятий. Лечение должно быть своевременным и длительным. Детальное неврологическое, психолого-педагогическое и логопедическое обследование детей с тяжёлыми поражениями нервной системы, настойчивая и кропотливая работа специалистов по реабилитации, направленная на восстановление нарушенных функций, нейромоторное перевоспитание позволяют произвести частичную или полную адаптацию инвалидов как детей, так и взрослых в обществе.